26.12.2011
Материал подготовлен Экспертным советом при Красноярском отделении “РОДИНЫ - КРО”
Говоря о глобальных или локальных проявлениях современного морального кризиса, мы часто забываем о тех основах, которые изначально способствовали духовному развитию народа, обеспечивали культурно-историческую связь поколений и формировали национальное самосознание. В отношении России необходимо вести речь о деревне. Особенно актуально это сегодня, когда встает проблема ее сохранения и остро чувствуется отрыв от своих духовно-нравственных истоков.
На фоне вопроса о выживании человечества проблема российского села смотрится как одна из незначительных, по крайней мере – не имеющих под собой всемирно-исторической актуальности. Тем не менее, как показывает философия истории, зачастую скрытые, второстепенные для современников и участников события и действия оказываются в конечном итоге той пружиной, которая приводит в действие весь сложный механизм эпохальных изменений.
Сколько проникновенных строк классической художественной литературы, сколько сочинений научного и публицистического характера посвящено русской деревне! ХХ век стал веком ее коренной переделки, слома, уничтожения и унижения. Разделенная на хутора и отруба она затем подверглась колхозно-совхозной трансформации и, едва успев приспособиться к новым условиям существования, вновь была разорена, брошена и оставлена ни с чем собственным государством, обществом в целом, социумом. Этот социальный "левиафан" в который раз отвернулся от того важного в экономической и духовной жизни страны, что составляло и могло бы сделать процветающим настоящее и будущее Родины.
Пренебрежительное употребление слов "деревенский", "деревенщина" в русском фольклоре и литературе отчасти объясняется и тем, что тяжелый физический труд, когда "за делами дня не видно", ведь "не от росы урожай, а от поту", огрублял крестьянина и был причиной его невежества. Сегодня отдачу можно получить, не прилагая неимоверных усилий. И это должно стать справедливым и по отношению к деревне тоже. Неужели "белые воротнички", не привыкшие и не умеющие трудиться, заслуживают большего, чем те, кто издревле готовы полноценно работать и кормить всех нас?
Обманутые советской властью крестьяне не получили землю в собственность, не стали ее полноправными хозяевами, однако здоровый стержень традиционного уважения к сельскохозяйственному труду у самих сельских жителей позволил им сохранить живое и в искусственно образованных формах кооперации – колхозах и совхозах. Выключенные из широкой культурной жизни путем нового прикрепления к земле (отсутствие у крестьян паспортов), лишенные на долгий период доступа ко всеобщему эквиваленту (деньгам, которые заменили трудоднями) советские "труженики села", как они стали теперь именоваться, поставляли из своей среды в город здоровую и талантливую молодежь, а главное – обеспечивали бытование исторических культурных традиций: религиозных, нравственных, патриотических, трудовых.
Весьма часто многие проблемы страны и города решались за счет госэксплуатации деревни. В этом отношении моральная вина общества и государства перед российской деревней никогда не будет снята. В деревне во все этапы ее существования хватало своих отрицательных явлений, о них не стоит забывать, иначе существует угроза потери или искажения истины. По-видимому, прошлое "золотой, бревенчатой избы" невозвратимо, и российскую деревню придется отстраивать заново и на иных, чем прежде, экономических и политических основаниях. Однако в золотом фонде нашей державы есть ценности, которые не тускнеют под влиянием времени. Их нельзя забывать в новой России без опасения потери своего истинного лица. Российской деревне необходимо дать идею Будущего, подтвержденную в длительной перспективе уверенными шагами в настоящем. Это значит, что аграрная политика настоятельно требует социального, государственного подхода.
Давно ушли с газетных полос и экранов телевидения рабочий и крестьянин, кошмар развлечений сменил однообразный ритм порой придуманных трудовых побед и бодрых рапортов о новых производственных рекордах. Одна крайность перешла в другую. Престиж труда не поднимается только идеологическими кампаниями или рекламой, но и ими в том числе. Вряд ли может рассчитывать на оптимальную будущность общество, позволяющее публично, через все СМИ, развращать себя, свою молодежь, подменяя настоящую культуру пошлостью мелкотемья и оправдывая открытую бесчеловечность необходимостью зарабатывать деньги.
В системе ценностей произошел катаклизм, в результате которого первые места заняты материально-эмоциональным низом. СМИ обращены в город, но тот забыл, что не может жить без породившей его когда-то деревни. Существовало много и нет недостатка теперь в различных версиях решения аграрного вопроса. Ясно одно: для России важно сделать собственником земли в первую очередь тех, кто на ней живет и работает, важно исключить неконтролируемую нацией, гражданским обществом эксплуатацию и продажу земли, ее недр, ее природных богатств.
В сельском хозяйстве нужно стремиться к естественной, а не искусственной интеграции частного и государственного сектора: первый должен решать тактические задачи в соответствии с запросами и законами рынка, а второй – стратегические, осуществляя долгосрочное планирование. Интеграционные процессы, безусловно, происходят в настоящее время в российском аграрном производстве, но, в основном, путем объединения неплатежеспособных, убыточных хозяйств с целью концентрации средств и вовлечения в производство неиспользуемых земель. Вряд ли это может быть выходом из кризисной ситуации, если у сельского труженика нет даже не материального, а, скорее, морального стимула – отсутствует "гарантия времени", т.е. будущего и наличествует латентный и явный страх перед ним - как следствие неуверенности в настоящем. Возникающее в связи с этим чувство безответственности, подпитываемое русским "авось", преодолеть очень трудно, как вылечить хроническую болезнь. Но нельзя допустить безответственности, гораздо более опасной, которую можно расценивать как предательство деревни.
Предстоит огромная работа по переориентации страны с исключительно городского на аграрный вектор материальной и духовной жизни. Опыт последних лет ясно показал, что отдельные попытки возродить сельское хозяйство дают такие же одномоментные и нестабильные результаты: нужно радикально менять нравственную и ценностную основу социального бытия страны. Не в малой степени этому споспешествуют и кардинальные изменения глобального характера, которые заставляют уже сейчас, а не в далеком будущем задуматься о необходимости религиозного и нравственного отношения к природе и Вселенной.
Сегодня стало модно говорить об экологии и глобальных проблемах, констатировать упрямые факты, подтверждающие процессы загрязнения, опустошения, необратимые изменения, происходящие на Земле. Но если перенести взгляд из глобальной плоскости на землю, станет очевидно, что заброшенность, оставленность основы жизни – вот одна из главных причин множащихся в геометрической последовательности проблем. Невозможно решить их сходу, сверху, всеохватно. Два процесса – деградация земли и разрушение деревни – взаимообусловлены и требуют координации усилий в социально-экологическом и духовно-нравственном планах. Современный релятивизм "на наш век хватит" нужно перефразировать – "на наш век уже не хватит".
Не деревня сама по себе является причиной истощения земли, а директивная неумеренная эксплуатация, натиск, битва за рекорд, выработка и затем оставление на произвол судьбы. На протяжении сотен лет тучные черноземы давали хлеб и сила человеческих рук поддерживала кормилицу-землю. Теперь ее, заросшую бурьяном, разделенную на бесполезные паи или просто "ничью", проще отдать в аренду иноземным собственникам, получающим небывалые урожаи с почвы, считавшейся истощенной и ставшей сегодня в тягость, и о которой так много сказано русским народом. "Держись за землю-матушку – она одна не выдаст", "С родной земли – умри, не сходи", "Земля не уродит – никто не наградит", "Без сохи и бороны и царь хлеба не найдет", "Без хозяина земля круглая сирота" и т.п. Библейское предназначение земли подтверждалось крестьянским трудом, добывающим "хлеб свой" и хлеб для всей страны.
Сейчас научно-технический прогресс породил иллюзию всемогущества человека и уверенности в том, что все могут решить машины и предпринимательство – новая социальная прослойка, заслонившая труженика. Будто перестало быть истиной убеждение, что все сводится к земле, словно люди уже перешли на автотрофное или искусственное питание. Ориентация хозяйства только на прибыль и эйфория краткосрочного успеха эфемерны и, в конечном счете, разрушают нравственные связи человека с его подлинным настоящим, обедняют нацию духовно и увеличивают и без того почти катастрофический разрыв между городом и деревней. Не может быть и речи о быстром заполнении создавшегося вокруг деревни социально-экономического вакуума.
Можно сколько угодно писать о кризисе в сельском хозяйстве, проблемах АПК и предлагать различные варианты решения аграрного вопроса, но, тем не менее, устойчивая отстраненность государства от деревни еще не преодолена. Западные державы давно поняли, что без сельского хозяйства не сможет нормально существовать ни одна страна в мире, и обеспечили труженику земли достойное существование. Безусловно, Россия в этом смысле уникальна. Парадоксальным кажется бедственное положение нашего крестьянина, могущего быть самым богатым человеком на планете по количеству га на душу населения и не имеющего земли, или не знающего, что и как с ней делать, когда огромные ее запасы словно утекают сквозь пальцы.
Полагаем, что такая страна, как Россия, пережившая и социалистический опыт ведения сельского хозяйства, может позволить себе в локальных масштабах сохранять приемы и методы архаических форм аграрной культуры, в частности, воссоздавать в виде национальных заповедников русскую деревню XIX – начала XX вв. на основе фундаментальной базы научных и практических знаний. [ См.: Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Мол. гвардия, 1991. – 446 с.]. Консервация архаики способствует приспособлению цивилизации XXI века к стремительно изменяющимся условиям окружающей среды.
Н.П. Козлова, О.С. Пугачев,
члены Экспертного совета регионального отделения ООО “РОДИНА – КРО” в Красноярском крае[1]
Комментарии
Отправить комментарий