
В начале ХХ столетия авторы-составители статистического «Русского календаря на 1905 г. Алексея Суворина» предсказали, что в 1930 году население России составит 200 млн. (численность населения СССР составила 157,4 млн.), в 1985 году – 400 млн. человек (в 1990 численность населения СССР достигла лишь 290 млн.).
Совершенный 95 лет назад Октябрьский переворот 1917 года и завоевание России большевиками в годы Гражданской войны привели к истреблению целых сословий, исчезновению национальной и торгово-промышленной элиты, исторического российского общества, тяжелым социальным потрясениям (искусственному голоду, репрессиям, войнам), жертвами которых стали десятки миллионов наших соотечественников. За первые двадцать лет советской власти была физически почти уничтожена самая крупная Поместная Православная Церковь в мире. Не менее разрушительными оказались и духовно-нравственные последствия большевизма. На протяжении многих десятилетий советский человек, живший в бедности и условиях товарного дефицита, постоянно принуждался к демонстрации фальшивого энтузиазма, существовал в отравленной атмосфере беззастенчивой государственной лжи, искусственно насаждаемых мифов и фикций, саморазрушительного двуличия.
Беспримерные человеческие страдания и бедствия, невосполнимые демографические потери и необратимые последствия Катастрофы, происшедшей в ХХ веке в России, не подлежат сомнению.
Равнодушное отношение к Катастрофе по-прежнему остается тяжким частным и социальным грехом, травмирующим современную Россию. В первую очередь потому, что наши соотечественники либо ничего не знают, либо не хотят знать о Катастрофе и неописуемых человеческих страданиях.
Можно утверждать о том, что свидетельство о Катастрофе сегодня – это нравственный долг и необходимая форма поведения каждого православного христианина и, в известном смысле, форма миссионерской деятельности.
Возможные расстрелы обывателей и физическое истребление богоборцами лучшей части русского народа обязывают нас вновь говорить о ценности и неповторимости человеческой личности, в страданиях которой каждый раз претерпевал и Спаситель.
Ужасы коллективизации и раскулачивания наглядно свидетельствуют о тщетных попытках обмануть Бога в безумном стремлении достичь общественного блага за счет частного разорения.
Честные размышления о российской исторической трагедии – и преодоление ее последствий на духовном и научном уровне – значимы не только для предупреждения в России вполне вероятных рецидивов. Сегодня нет другого выхода, кроме того, как начать поэтапное и мучительное осмысление собственного прошлого.
Комментарии
Отправить комментарий